Прекрасное рядом...

Грузия, любовь моя! (рассказ в фото) 10.09.2011 - 24.09.2011
klimenkoam

Этот велопоход, величественные горы, быстрые реки и глубокие каньоны я посвящаю очаровательной Еленке Пизняк.

Грузия..., Большой Кавказ... я мечтал о вас с самого детства! В те далекие юношеские годы слово "Кавказ" было каким-то волнующим, сильным, вводящим в дрожь и захватывающим. Я знал, что когда-то здесь обязательно побываю и прочувствую всё то, что было в моем сердце эти долгие годы. Судьба подарила мне эту возможность 10 сентября 2011 г. Небольшая группка из 5 человек приземлилась в международном аэропорту Тбилиси в 3 ночи. Мы везли небольшую передачку (чтоб было понятно, скромная коробочка 50 *50 см), и нас должны были встретить, но мы еще не догадывались, что встретят нас ТАК.
А встречали нас, собственно получатель посылки и водитель - бывший охранник Шеварнадзе. Кроме того, они заказали для нас такси. Их двое и водитель такси, нас пятеро и 5 велосипедов с баулами - как мы поместили это все в 2 машины - до сих пор не пойму. Нас доставили в хостел в центре Тбилиси, помогли разгрузиться, а потом была эта фраза "Ну что - теперь нада пакюшать?". И мы поехали в ресторан, где уже через пару минут мы угощались хлебом и сыром, сациви и рыбой, хинкали и шашлыком, запивали вином, тархуном и др. яствами. Здесь же мы и встретили рассвет, а, когда солнце уже встало, нас отвезли обратно в хостел, где мы проспали до 10 утра.

Проснулись, собрали велосипеды, поехали на на экскурсию по городу и на рынок за продуктами и кастрюлей (из Киева взяли только самое необходимое ввиду жестких ограничений на вес багажа). На улицах Тбилиси многие узнавали развевающийся флаг Украины на моем руле и кричали "Слава Украине!". Еще недавно (до президентства Саакашвили) в Тбилиси по часам давали электричество, жгли костры на улицах, чтоб приготовить пищу, чтоб согреться и т.д. Не знаю, правда или нет - так нам говорили грузины. А сейчас, еще задолго до посадки самолета, мы могли разглядеть сверкающий город, Грузия экспортирует электричество, строит дороги туда, куда из-за снегов по полгода не могли доставить провиант, на улицах Грузии стало безопасно, везде полиция, от которой не стараешься уйти и обойти дальней дорогой, а где ты реально можешь получить помощь и защиту, а машины в Грузии не принято закрывать, что ввергло нас в какой-то шок.

Вечером был поход в ресторан, сыр, хлеб, хачапури, тархун, попытка дойти в отель с набитыми животами и крепкий сон перед началом активной части нашего велопохода. Выезжали с Тбилиси следующим утром очень долго ввиду вытянутости города и сложного трафика на улицах. Ездить в Тбилиси на велосипедах не очень комфортно мягко говоря : четких правил дорожного движения нет, что такое "зебра" грузины не знают, и будут сигналить до потери пульса и ругаться, когда ты на законных основаниях переходишь по ней.

Дорога в Мцхету живописна и идет вдоль реки Кура. Заезжаем к шедевру архитектуры по совершенству архитектурных форм и первому памятнику Всемирного наследия в Грузии - Джварскому монастырю. Воздвигнутая на вершине скалистого массива, церковь служит его органическим завершением и центром всего окружающего ландшафта. Единство с ландшафтом подчеркнуто тем, что сам монастырь соотносится с размером скалы ровно как 1 к 7. Форма храма является результатом длительных поисков грузинских зодчих, отказавшихся от формы базилики и искавших  оптимальную форму центрального крестового храма, с единым внутренним пространством. В самом же городе посетили считавшийся на протяжении тысячелетия главный собор Грузии - Светицховели, а от него уже поехали искать место для ночевки. С главной дороги свернули в направлении к монастырю Шиомгвиме и спустя минут 30 стали на ночевку в живописном месте.

На сегодня у нас - дорога к монастырю Шио-Мгвиме. Постоянные спуски и подъемы, которые начались как-то сразу и очень резко. На одном из поворотов произошло событие, которое изменило всё в нашей в поездке. Падает Сережа. Может, в другой ситуации все бы обошлось, но упал Сергей на травмированную еще в Украине ногу, усугубив положение. Сережка, как храбрый сван хлопец, сразу же поднялся, не дунув в ус и даже постарался ехать, но большие нагрузки сразу же показали, что ехать долго он так не сможет. Как назло, до цивилизации было еще далеко, и нам пришлось преодолеть еще не хилый километраж. В поселке Ксани мы сели на электричку до Гори. Электричка пришла забитая, но все люди расступились, а полицейские на платформе помогали нам сесть и сдерживали машинистов. Мы причини немало неудобств людям, стоявшим в тамбуре, но никто даже слова не сказал. Еще раз удивило отношение грузинов к гостям.

Стали на ночевку за Гори в персиковом саду. Надеялись, что к утру Сереже станет легче, но ему не стало. Пришлось принимать решение, как отправлять его домой. Вылет у нас из Батуми. Купили карточку местного оператора, связались с перевозчиком, перенесли дату вылета, посадили Сережу и Рому на поезд в Батуми, а сами с велосипедом Ромы и багажом отправились в Кутаиси, где сняли дом и стали дожидаться Рому, чтобы уже вчетвером начать активную часть горного маршрута. На следующий день вечером вернулся Рома с хорошими новостями : Сережа благополучно улетел, и ему уже сделана операция, чувствует себя хорошо и снова рвется в горы.
Из Кутаиси хорошо видны горы. Пока ждали Рому, ходили и облизывались окружающими видами. Кутаиси очень милый и интересный город : храм Баграта, Гелатский монастырь, заповедник Сатаплия. В город даже переехал Парламент Грузии, до этого находившийся в столице.
Дорога от Кутаиси очень качественная, асфальт, по которому приятно и комфортно ехать. Слева местами отвесные скалы, справа бежит речушка, воздух пропитан потрясающими запахами, все чинно и благородно. На одном из участков видим "банк на колесах" - небольшой микроавтобус, где люди могут сделать платежи и снять деньги : операционистка в деловой одежде, пару охранников с автоматами, водитель - всё как в банке, только вот никуда не надо ехать - банк сам едет к тебе домой.
Из-за такого рельефа (слева от дороги отвесная скала, справа- река) место для первой ночевки нашли с трудом : небольшой зеленый пятачок, на котором и поставили палатки.

Утром погода была облачная, не жарко, ехать было хорошо и комфортно. В Лентехи нашли минеральный источник с вкуснейшей газированной водой. Никогда не думал, что газированная вода течет прямо с источника - предполагал, что газ туда добавляют уже при закупорке бутылки. Асфальт в Лентехи закончился, скорость передвижения резко снизилась. Со всех сторон текут маленькие ручейки, в воздухе создается какофония звуков и потрясающие запахи, в которых чувствуются примеси серы и меди. А, может, так и должен пахнуть чистый воздух? Кто знает?
В одном из селений нас угостили сыром и лавашем, приготовленным специально для нас. В соседнем дворе мы купили на ужин чачу. Скажу честно, более гадостного напитка я никогда не пил, но согревает он конечно здорово. А вечером она нам ох как пригодилось! Стали на ночевку мы в селении Цана, где кроме нас было 2 местных жителя и пес. Вечером начался дождик и мы немного промокли, трава тоже была мокрой, поэтому расположились мы в заброшенном деревянном доме. Утром перед нами открылись величественные горы, заснеженные вершины. Впервые в жизни я видел такое, масштабам моего восторга не было предела, поэтому я не стал дожидаться ребят, которые долго собирались и поехал быстрее вперед. По пути встретил улыбающегося чеха (оно и понятно - он спускался), затем еще пару на мотоцикле, которые на одном из крутых подъемов и поворотов упали, хорошо что без последствий.

Подъем на перевал Загар (2623м) дался не так легко - по карте подъем казался легче. Несколько часов, и мы уже на перевале. Окружающие виды просто поражают, краски осени радуют глаз. Заснеженные вершины на фоне красно-желтых красок листвы, полей и деревьев выглядят особенно потрясающе. С перевала укатанная дорожка, которая через полчаса приводит нас в Ушгули. Будучи расположено на высоте 2200 м.н.у.м, село Ушгули считается самым высокогорным постоянным поселением в Европе, после села Куруш (2560 м.н.у.м.).
В этот день мы останавливаемся на ночевку в гестхаузе, принимает горячий душ и, самое приятное, опускаем свои уставшие тела в кресло, откупориваем Хайнекен и любуемся высочайшей вершиной Главного Кавзказского хребта - Шхарой. Прогулялись по Ушгули, полюбовались церквями и сванскими башнями. В это же время над нашими головами пролетел вертолет - ничего особенного, в горах это не редкость, тем более здесь, куда могут привозить какие-то продукты или багаж, или вообще это могли быть пассажирские перевозки. Потом продавцы магазинов начали перешептываться "Саакашвили". Оказалось, что именно на этом вертолете Президент Грузии и принц Монако Альберт прилетел в поселок, а сейчас находится в музее. Вспоминая кортежи наших президентов, идти в музей не хотелось : куча охранников с автоматами, 20 автомобилей, все окружено и проход закрыт. Но мы пошли ради интереса. Удивлению нашему не было границ - 2 президента европейских стран стояли в окружении простых крестьян в засаленных одеждах, между ними бегали поросята, а на земле местами лежали коровьи лепешки. Президенты и их два спутника стояли без охраны, без снайперов, без автоматов, без всех этих "Вам сюда нельзя", здесь не красили бровки к приезду почетных гостей, не клали новый асфальт, не ограничивали движение - здесь все было аутентичным и простым, не показушным. Мы подошли и Президент поздоровался за руку с каждым из нас. Было немного прохладно и я держал руки в куртке, но их пришлось вытянуть, чтоб пожать руку Саакашвили. За эти доли секунд я задумался, как вынимать руки, быстро или не очень, чтоб не показалось, что у меня там оружие и я в спешке выхватываю его из кармана. Господи, до чего же стыдно было за нашу страну и менталитет, за то, что за многие годы у нас выработался комплекс какого-то страха и боязни. В Голландии члены парламенты в Гааге выходят в обед на прогулку, где идут по тем же дорогам, что и обычные жители, едят в местных забегаловках, некоторые министры добираются на работу на велосипеде, а у нас слуги народа скрыты от этого же народа за тонированными стеклами своих дорогих Мерседесов и 5-метровыми заборами своих особняков. На украинском языке мы пообщались с президентом, он поинтересовался качеством дороги от Кутаиси (а она, действительно, была хорошей, кроме одного участка, куда еще не добралась ремонтная техника), пожелал хорошей погоды и счастливого продолжения пути. А на память мы сделали общее фото с президентом и распрощались. Было приятно, чертовски приятно! Саакашвили очень харизматичен, артистичен и располагает к хорошему отношению к себе.

На следующее утро, сделав групповое фото на фоне Шхары, мы отправились в Местию. 50 километров мы преодолевали целый день. Дорога здесь грунтовая, непростая, броды, камни - пришлось повкручивать. Хотя, дорога и проходит по живописному ущелью речки Ингури, изобилует множеством серпантинов, обрывов. В некоторых селах дома разрушены сходом селей и лавин, хотя знаменитые сванские башни выстояли. На одном из поворотов мы увидели красивейшую вершину Кавказа и одну из моих любимых вершин - Ушбу. Благодаря своему крутому профилю и нестабильной погоде, она, по мнению многих альпинистов, представляет собой наиболее трудную для подъема вершину на Кавказе. На пути в Местию преодолеваем перевал Угыр (1923), а после него уже спустились в Местию. По дороге устанавливают столбы для линий электропередач, строят электростанции, одним словом, развивают страну.
Местия - большая стройплощадка, всё строится, дороги укатываются, дома превращаются в мини-гостиницы, везде пыльно и шумно. Но, это временные неудобства. Нашли цивильное жилье, приняли душ, сходили покушали харчо. В городе уже есть построенный аэропорт, и сейчас уже в Местию ездят любители зимних видов спорта.
На следующий день по недавно открывшейся дороге преодолели 120 километров до Зугдиди, где и стали на ночевку в нескольких километрах от Ингурской ГЭС. На следующее утро половина нашей команды (2 человека) отправились на маршрутке в Батуми дабы понежиться под теплым батумским солнцем и поплескаться в море. Мы же с Валерой поехали неспешно своим ходом.

Целый день добирались от Зугдиди до Поти : едем непринужденно, много останавливаемся, кушаем мороженное, пьем Тархун, радуемся равнинам. Недалеко от Поти мы с Валерием остановились на ночевку на берегу моря и впервые за весь поход покупались. Утром выехали в Батуми. Дорога до Батуми полностью освещена. И это в стране, где всего 7 лет назад даже в столице регулярно отключалась подача электроэнергии. За эти годы в Грузии было построено 7 ГЭС. С достройкой оставшихся 5 ГЭС Грузия будет крупнейшим экспортером электроэнергии в регионе. За Кобулети стали на обед на галечном пляже, абсолютно пустынном. Потрясающие место, откуда не хотелось уезжать, но в Батуми нас уже ждали ребята. Встретили нас на въезде в город и сопроводили по 19-километровой велодорожке прямо в хостел. На всей протяженности набережной присутствует бесплатный Wi-Fi с довольно приличной скоростью. Это подарок от грузинского оператора сотовой связи "Magti". Пляжи города чистые, есть душевые, люди не сидят друг у друга на голове - места хватает всем. Все тротуары в Батуми поражают своей чистотой. Мы специально пытался найти окурок или обертку под ногами - так и не нашли. На улицах спокойно, можно без риска гулять хоть всю ночь. А ночью город потрясающе освещается, есть танцующие фонтаны, все очень мило и по-домашнему тепло. Набережная тянется прямо до аэропорта, где можно купаться, загорать и наблюдать за садящимися самолетами. А еще в Батуми есть прекрасный ботанический сад, который непременно надо посетить. Рано утром нас ждал рейс в Киев. Перелет прошел отлично, и через 2 часа мы были в Борисполе. Ребята уехали, а я собрал велосипед, нацепил грузинский флаг на руль и поехал своим ходом домой, по пути заезжая в гости и даря сувениры, отчего 50-километровый путь занял 4 часа.

P.S. В этом посте использованы фотографии и комментарии Валерия Бежевца.

• 1

Alyona

(Anonymous)
рассказ про Саакашвили между "коровьих лепешек" просто восторг и разрыв шаблона...и как никогда актуально